Если смотреть на карты города Ступино прошлых лет, то на них отчетливо видна железная дорога, идущая вокруг этого города. Про дорогу эту написано много былей и небылиц, поэтому сегодня мы прогуляемся в эти места и посмотрим на этот интересный объект железнодорожного транспорта, канувший в лета.
История этой петли начинается в 32 году, когда на Павелецкой дороге от реки Оки стали сооружать третий путь в связи с высокой грузонапряженностью на этом направлении. По этой дороге из Донбаса шел к столице уголь. Но в окрестностях поселка Электровоз (а именно так назывался тогда поселок, из которого образовался современный город Ступино) от берега Оки был достаточно существенный подъем почти в 14 тысячных (от 105 до 185 метров), что по железнодорожным меркам для маломощных паровозов было достаточно много. В связи с этим было принято не популярное решение — третий путь строить в обход холмов для обеспечения профиля пути с подъемом не более 5 тысячных.
⇑ | ⇓
1. Сейчас старый мост уже разобран, а мосты 1 и 2 пути построены существенно ниже, но для локомотивов современных это уже не так критично.
⇑ | ⇓
2. Перепад высот между 1-2 путями и обходом очень значительный.
⇑ | ⇓
3. По берегу Оки раскинулись сосновые боры. Во льду бухта пристани Ступино, а на заднем плане Каширская ГРЭС.
Так как третий путь отходил в сторону, то естественно он шел мимо платформы Белопесоцкий и станции АКРИ. На форумах я встречал сведения о платформе Белопесоцкий, которая располагалась на третьем пути рядом с мостом, но найти ее следов не удалось.
⇑ | ⇓
5. Налево — главный ход Павелецкого направления, направо — бывший обход Ступино.
В 60-е годы обход был электрифицирован, но в 90-е годы сначала с него была демонтирована контактная сеть, а затем был закрыт и сам обход. Способствовало этому ситуация в стране и снижение грузопотока по железной дороге.
⇑ | ⇓
6. Под основанием насыпи — сосны на песчаном грунте.
⇑ | ⇓
7. Насыпь в этом месте просто огромных размеров.
⇑ | ⇓
8. С нее открывается отличный обзор в любую сторону, на снимке слева — главный ход Павелецкого направления и платформа Белопесоцкий на заднем плане.
⇑ | ⇓
10. Опоры контактной сети почти нигде не демонтированы, во многих местах — еще старые металлические опоры.
⇑ | ⇓
12. Бывший ящик для автоматики.
⇑ | ⇓
13. Сейчас часть опор используется для ЛЭП.
⇑ | ⇓
14. Так как на протяжении линии было 2 небольших железнодорожных поселка с казармами.
⇑ | ⇓
15. Сейчас они фактически связаны с внешним миром только дорогой по бывшей насыпи.
Скажу несколько слов о пассажирских платформах на обходе. Достоверных сведений их существования найти не удалось ни в архивах, ни на месте. Судя по местам их обозначений на картах именно поселки путейцев были ошибочно приняты картографами за платформы или станции, но ни разъездов, ни станций тут не было. Путь использовался исключительно для грузового движения.
⇑ | ⇓
16. В районе деревни Старая Кашира путь вырывается на равнину берега Оки.
⇑ | ⇓
17. Пересечение обхода с шоссе Ступино — Озёры (вот так он выглядел в 2002 году)
⇑ | ⇓
19. Восстанавливаемый Знаменский храм в Старой Кашире (вот так он выглядел в 2002 году).
⇑ | ⇓
20. Насыпь кое-где уже разрушается дачниками.
⇑ | ⇓
21. А места тут очень живописные и холмистые.
⇑ | ⇓
22. Путь то переходит через овраги, то идет по ровным местам между холмами.
⇑ | ⇓
23. Еще один бывший переезд в окрестностях Образцово.
⇑ | ⇓
24. Так как рельсы и шпалы демонтированы, путь стал идеальной проселочной дорогой.
⇑ | ⇓
26. Насыпь (вид в сторону Оки) и завод Кнауф Инсулейшн.
⇑ | ⇓
27. Здесь путь снова идет в живописных березовых рощах.
⇑ | ⇓
28. Поселок путейцев, сейчас он стал обрастать дачами.
⇑ | ⇓
29. Дома — типовые для железной дороги.
⇑ | ⇓
30. Чем ближе к Ступино — тем новее опоры контактной сети.
⇑ | ⇓
31. Кое-где еще лежит снег.
⇑ | ⇓
32. А на подходе к станции даже шпальная решетка еще осталась.
⇑ | ⇓
33. Вдали видна станция Ступино, мы почти дошли.
⇑ | ⇓
34. Переезд шоссе Ступино — Малино.
⇑ | ⇓
35. Путь обхода разобран, а рядом лежит подъездной путь предприятия.
⇑ | ⇓
36. А вот и станция Ступино.
Наше путешествие закончилось.