Цвета и их значение в Православной Церкви

Что означают цвета в церкви: почему священники ходят то в фиолетовом — то в белом, почему храмы то красные — то зеленые, и главок у некоторых 1, а у некоторых — аж 15. Постарался все систематизировать и дополнить материал фотографиями.
Особо хотелось напомнить, что Христианину, в Православии крещенному, не гоже не ходить в храм более 3 воскресений к ряду. Будете ходить чаще — будет меньше вопросов. Ибо не в символах нами ныне обсуждаемых Спасение, а в Вере. 
Но нередко именно символическое: красивое пение, богатое убранство и одежы, становиться первым шагом на пути к духовному…


Почему-то очень стойким было мнение, что храмы освящаются «за здравие» и «за упокой». Об этом мне сообщали совершенно разные люди. Недоразумение крайне вредное. Любой Божий храм имеет Святой Алтарь — место совершения главной Православной службы — Литургии. А Литургия может совершаться только на Антиминсе — плате, в котором епископом при освящении храма зашивается специальный капсуль с мощами Святых. Т.е. частички Святых мощей в храме есть всегда. Но вот освящается храм в честь какого-то праздника, и не за какие-то там «здравия» и «упокои». В храме алтарей может быть несколько, но всегда есть основной, в честь которого он и именуется, а есть приделы. Наверняка слышали: Троицкие храмы — в честь праздника Святой Троицы, или Пятидесятницы, которая бывает на 50 день после Пасхи, есть Введенские — праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, есть Никольские — в честь Николая Мир Ликийских Чудотворца и т.п. Значит это, что главный Престол храма освящен в честь этого праздника. И все Таинства, в том числе и Крещения, и Венчания, могут происходить в любом Православном храме. Исключения — монастыри, в них, как правило, Таинства Крещения и Венчания не совершаются.
О названиях храмов. Наверняка слышали — Спасский храм. А Спасов у нас три. Вернее он на самом-то деле один — Христос, но праздников, именуемых народом Спас три. Первый — Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня. «14 августа по новому стилю (или 1 августа по старому) по причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней.» А что есть Крест — наш Спас. На Руси этот праздник «совместили» еще и с днем принятия Русью Православия — 1 августа 988 года. В этот же день начинали качать мед. Вот и назвался первый Спас медовым. Второй спас празднуется 19 августа (6 по старому стилю). Это Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Спас получил название яблочного — к этому дню начинали снимать урожаи с деревьев. Третий спас празднуется 29 августа (16 августа ст.стиля) — Обретение Нерукотворного Образа (Убруса) Христа. Так как нужно было народу его тоже как-то назвать, то назвали его ореховым — в лесах к концу августа орехи уже поспевали. Храмы в честь праздника Изнесения Честных Древ именуются храмами Всемилостивого Спаса (не очень часто встречающийся храм), храм в честь Преображения Господня именуется Преображенским, а  Спасскими именуют храмы, посвященные Спасу Нерукотворного Образа. Но на деле встречается, что Спасскими именуются и храмы Всемилостивого Спаса, и Преображенские. Это допускается и никакой ошибки тут нет. Поэтому если хотите точно знать, в честь какого Спаса ваш Спасский храм — уточните это в самом храме.
Странным было и высказанное суеверие, что в храме с красным цветом внешних стен нельзя Венчаться и Крестить детей. Какие мы знаем цвета — обычно это Белый, Желтый, Голубой (Синий), Зеленый, Красный и редко — Фиолетовый. У каждого из цветов в Церкви есть символическое значение, однако стоит отметить особо, что строгого правила (Уставного указания или Канона) на выбор цвета стен нет. При строительстве этим озадачивается архитектор. В течении жизни цвет стен может меняться: пришел новый настоятель, и храм уже не желтый, а голубой. Нередко храмы остаются не оштукатуренными, и тогда стены имеют цвет кирпича: красный или белый. Однако все же нередко цвет стенам сообщают придерживаясь традиции. Так в голубой цвет чаще всего красят стены храмов, освященных в честь Пресвятой Богородицы (голубой — цвет Святого Духа). В редкий фиолетовый цвет красят стены Крестовоздвиженских храмов. Зеленый цвет чаще всего можно встретить на Троицких церквях. Красный цвет чаще встречается на Воскресенских храмах или у храмов, посвященных памяти Святых мучеников. Желтый цвет стен — цвет универсальный, цвет Истины. Как и желтые (золотые) одежды используются в богослужениях всегда, когда не нужно использовать одежды другого цвета (об этом позже), так и желтый цвет можно встретить на стенах храмов совсем нередко. Белый цвет стен может означать и то, что храм построили совсем недавно, и покрасить еще руки не дошли, а может и то, что на покраску денег не хватает у прихода. Белый не менее универсальный цвет, чем желтый. И повторюсь — цвет стен может что-то символизировать, но это не правило.
О главках церквей. Глава не изображает Христа, это символ Его. В традициях Церкви принято считать цвет имеет символическое значение. Золото — символ Истины, белый (серый) – Божественный нетварный свет, голубой (синий) – ипостась Духа Святого, зеленый – Св. Троица. Именно этим стараются руководствоваться при выборе цвета главок. Количество главок на храме так же имеет символичность. Одна главка символизирует Единого Бога, две — два естества Христа: человеческое и Божественное, три — Святую Троицу, пять куполов — Христос и четыре евангелиста, семь глав — семь таинств Церкви, девять куполов — по числу ангельских чинов, тринадцать — Христос и двенадцать апостолов. Число глав может доходить до тридцати трех — по числу лет земной жизни Спасителя. Однако цвет и количество главок определяется задумкой архитектора и возможностями прихода в любых вариация. Канонического указания на количество и цвет главок нет.

Троицкий храм в Троицком, Мытищинский район
Троицкий храм в Троицком, Мытищинский район

Цветовая гамма богослужебных облачений состоит из следующих основных цветов: красный, белый, золотой(желтый), зеленый, синий (голубой), фиолетовый, черный. Все они символизируют духовные значения празднуемых святых и священных событий. На православных иконах цвета в изображении ликов, одеяний, предметов, самого фона, или «света», как его точно называли в древности, также имеют глубоко символическое значение.
Красный. Праздник праздников — Пасха Христова начинается в белых облачениях в знак Божественного света. Но уже Пасхальная Литургия (в некоторых храмах принято менять облачения, так что священник предстает каждый раз в ризах иного цвета) и вся седмица служатся в красных ризах. Нередко красные одежды используются до Троицы. Праздникам мучеников усвоен красный цвет богослужебных облачений в знак того, что кровь, пролитая ими за веру во Христа, явилась свидетельством их пламенной любви ко Господу.
Белый цвет богослужебных облачений принят в праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения потому, что он знаменует собою несозданный Божественный Свет, приходящий в мир и освящающий собою творение Божие, преображающий его. По этой причине в белых ризах служат и в праздники Преображения и Вознесения Господня. Белый цвет также принят для отпевания и поминовения усопших, потому что он очень ясно выражает смысл и содержание заупокойных молитв, в которых испрашивается для отшедших от земной жизни упокоение со святыми, в селениях праведников, облеченных, согласно Откровению, в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света. Белый — Ангельский цвет, а именно Ангелы встречают всех отошедших ко Господу.
Воскресные дни, память апостолов, пророков, святителей отмечаются в ризах золотого (желтого) цвета, так как это прямо связано с представлением о Христе как Царе Славы и Предвечном Архиерее и о тех Его служителях, которые в Церкви знаменовали собою Его присутствие и имели полноту благодати высшей степени священства.
Праздники Богоматери знаменуются голубым цветом. Голубой цвет символизирует Ее небесную чистоту и непорочность.
Зеленый цвет облачений на дни памяти подвижников и преподобных означает, что духовный подвиг, умерщвляя греховные начала низшей человеческой воли, не умерщвляет при этом самого человека, а оживотворяет его сочетаванием с Иисусом Христом Царем Славы (желтый цвет) и благодатью Духа Святого (голубой цвет) к жизни вечной и обновлению всей человеческой природы. В Праздники Святой Троицы и День Святого Духа используются одежды зеленого цвета. И обычная земная зелень деревьев, лесов и полей всегда воспринималась религиозным чувством, как символ жизни, весны, обновления.
Если спектр солнечного света представить в виде круга, чтобы концы его соединились, то окажется, что фиолетовый цвет является средостением двух противоположных концов спектра — красного и голубого (синего). В красках фиолетовый цвет и образуется соединением этих двух противоположных цветов. Таким образом фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец светового спектра. Этот цвет усвоен воспоминаниям о Кресте и великопостным службам, где вспоминаются страдания и Распятие Господа Иисуса Христа ради спасения людей. Господь Иисус сказал о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22, 13). Крестная смерть Спасителя явилась упокоением Господа Иисуса Христа от Его дел спасения человека в земном человеческом естестве. Это соответствует упокоению Бога от дел творения мира в седьмой день, после создания человека. Фиолетовый цвет- седьмой по счету от красного, с которого начинается спектральная гамма. Присущий памяти о Кресте и Распятии фиолетовый цвет, содержа в себе красный и голубой цвета, обозначает, кроме того, некое особое присутствие всех Ипостасей Святой Троицы в крестном подвиге Христа. И в то же время фиолетовый цвет может выражать мысль о том, что Своею смертью на Кресте Христос победил смерть, так как соединение вместе двух крайних цветов спектра не оставляет в образовавшемся тем самым цветовом замкнутом круге никакого места черноте, как символу смерти. Фиолетовый цвет поражает глубочайшей духовностью. В качестве знамения высшей духовности в сочетании с представлением о крестном подвиге Спасителя этот цвет употреблен для архиерейской мантии, так что православный епископ как бы облекается весь в крестный подвиг Небесного Архиерея, образом и подражателем Которого епископ является в Церкви. Подобные же смысловые значения имеют и наградные фиолетовые скуфии и камилавки духовенства.