Московский железнодорожный узел — крупнейший транспортный узел России. Одновременно — и самый напряженный, так как малое количество широтных магистралей в России неизбежно ведет все транспортные потоки через Москву. Сегодня московский узел — 11 радиальных линий, малая и большая кольцевые линии, 14 действующих ответвлений от радиальных направлений, а так же огромное число примыкающих подъездных путей и технологических веток, которые обеспечивают железнодорожным сообщением предприятия региона.

История
Хронология появления направлений Московского узла:
1851 год, август — Ленинградское направление ОЖД
1862 год, июнь — Горьковское направление МЖД
1862 год, июль — Рязанское направление МЖД
1862 год, август — Ярославское направление МЖД
1866 год, ноябрь — Курское направление МЖД
1869 год, июль — Киевское направление МЖД
1870 год, сентябрь — Белорусское направление МЖД
1870 год, ноябрь — Большое кольцо МЖД (первый участок Воскресенск — Егорьевск)
1900 год, июль — Савёловское направление МЖД
1900 год, сентябрь — Павелецкое направление МЖД
1901 год, июль — Рижское направление МЖД
1908 год — Малое кольцо МЖД
1912 год, июль — Казанское направление МЖД

Горьковское направление МЖД
Горьковское направление — дорога на восток страны, одно из наиболее загруженных на Московском узле. С Курского вокзала отправляются пригородные поезда до Владимира и поезда дальнего следования от Поволжья до Дальнего Востока. Направление перевозит четвертую часть от всего пригородного пассажиропотока Московского региона. На станции Реутов от главного хода отходит линия до аэропорта Балашихи; от станции Фрязево отходит ветка до Ногинска (Захарово) и примыкает соединительная линия от станции Мытищи Ярославского направления; от станции Павловский Посад отходит ветка до Электрогорска; на станции Орехово-Зуево радиальное направление пересекает Большое кольцо МЖД (БМО). Вокзал обслуживает дальнее пассажирское сообщение с вокзалами Нижнего Новгорода, Урала, Сибири и Дальнего Востока. Поезда дальних маршрутов во Фрязево переходят на линию до Мытищ и прибывают на Ярославский вокзал. По Горьковскому направлению курсирует скоростной поезд Сапсан от Москвы до Нижнего Новгорода.
Пассажиры пригородных поездов могут использовать ХХ пассажирских станций и платформ от Курского вокзала до Владимира, а так же 3 ветки Реутово — Балашиха, Фрязево — Захарово и Павловский Посад — Электрогорск. Электропоезда депо — ТЧ-4 Железнодорожная — обслуживают все маршруты от Москвы до Владимира, а так же скоростные экспресс и спутник из Москвы в Железнодорожный, Орехово-Зуево, Владимир. Практически все электропоезда имеют остановки на основных станциях направления.

Хронограф
1847 год — 10 мая Указом императора Николая I было одобрено строительство железной дороги от Москвы до Нижнего Новгорода.
1861 год — 14 июня было открыто движение на участке Москва—Владимир с наспех построенного Нижегородского вокзала
1885 год — 3 декабря открыто пассажирское движение по ветке Стёпаново — Богородск протяжённостью 18 км (сейчас Фрязево — Захарово).
1896 год — поезда по Московско-Нижегородской дороге поезда отправляются с Курско-Нижегородского (позднее — Курского) вокзала Москвы.
1911 год — открыта ветка Реутово—Балашиха протяжённостю 12 км.
1925 год — 1 мая открыто пассажирское движение по ветке Павловский Посад—Электропередача протяжённостью 15 км (сейчас Павловский Посад — Электрогорск).
1933 год — первые электрички пошли от Москвы до Обираловки
1934 год — первые электрички пошли от Реутово до Балашихи.
1939 год — Обираловка переименована в Железнодорожную.
1965 год — завершена электрификация главного хода Москва — Владимир и трех веток направления.
1971 год — к главному ходу на станции Фрязево была присоединена линия Мытищи—Монино Ярославского направления. Некоторые поезда дальнего следования, отправлявшиеся с Курского вокзала, стали ходить с Ярославского вокзала.
1995 год — 1 апреля открыта платформа Заря (до 2003 года называлась о.п. 30 км)
2002 год — станция Железнодорожная
2008 год — реконструирован и введен в эксплуатацию третий путь от станции Железнодорожная до Курского вокзала. Это было связано с пуском на Горьковском направлении ускоренных электропоездов «Спутник». На большинстве крупных станциях и платформах введены в действие турникеты — Новогиреево, Реутово, Павловский Посад, Орехово-Зуево и Крутое, Ногинск, Чухлинка и Фрязево.
2010 год — Запущен скоростной поезд «Сапсан» сообщением Москва — Нижний Новгород.
2013 год — Запущен скоростной поезд «Ласточка» сообщением Москва — Нижний Новгород, отменен поезд Буревестник.
2015 год — Скоростной поезд «Сапсан» заменен на поезд «Стриж».
2015 год — Начаты работы по строительству четвертого пути от Москвы до Железнодоржного и сооружение эстакады в Реутово для ветки Реутово — Балашиха со строительством второго пути.
2018 год — Скоростной поезд «Сапсан» снова стал ходить дневным рейсом Нижний Новгород — Москва — Санкт-Петербург.
2018 год — Запущен поезд «Ласточка» Москва — Новки — Иваново. Во Владимире к составу прицепляется тепловоз.
2018 год — Сапсан вернулся на линию в маршруте Санкт-Петербург — Москва — Нижний Новгород, в пути 8 часов.

Ярославское направление МЖД
Ярославское направление — самое напряженное на Московском узле, перевозит почти пятую часть от всего пригородного пассажиропотока Московского региона. В Мытищах от главного хода, идущего на Александров, отходит линия до Фрязево с веткой во Фрязино, а в Софрино отходит ветка до Красноармейска. Станция Александров является местом стыкования с Северной железной дорогой. Ярославский вокзал является начальным пунктом великого железнодорожного пути через всю страну — ТрансСиба. Вокзал обслуживает дальнее пассажирское сообщение с северными регионами страны (Ярославль, Вологда, Кострома, Архангельск) и востоком — на этот вокзал приходят поезда из Владивостока, Новосибирска, Красноярска, Екатеринбурга, Новокузнецка, Перми, Кирова.
Пассажиры пригородных поездов могут использовать 35 пассажирских станций и платформ от Ярославского вокзала до Александрова-I, а так же 15 — Фрязевской линии, 7 — Фрязевской ветки, 5 — Красноармейской ветки. Электропоезда двух депо — ТЧ-12 Александров и ТЧ-11 Москва-2 — обслуживают все маршруты от Москвы в Пушкино, Софрино, Красноармейск, Сергиев Посад, Александров, Зеленый Бор, Фрязино, Щелково, Монино, Фрязево, а так же скоростные маршруты Спутника из Москвы в Мытищи, Пушкино, Болшево, Монино, Александров. Практически все электропоезда имеют остановки на основных станциях — Лосиноостровская, Мытищи, Пушкино, Софрино, Хотьково, Болшево.

Хронограф
18 августа 1862 года — открыто пассажирское движение на участке Москва — Сергиев Посад.
3 октября 1862 года — запущено грузовое движение.
1869 год — открыто движение по участку Сергиев — Ярославль.
1895 год — открыто движение по линии Мытищи — Щёлково.
1900 год — открыто движение по линии Лосиноостровская — Бескудниково (построена временно в связи с неготовностью Савёловского вокзала принимать поезда).
1929 год — электрифицирован участок Москва — Мытищи напряжением 1500 В.
1929 год — открыто движение по линии Щелково — Монино.
1930 год — открыто движение по линии Болшево — Ивантеевка.
1930 год — открыто движение по линии Мытищи — Пирогово.
1930 год — сооружен третий путь от Лосиноостровской до Пушкино.
1930 год — электрифицирован участок Мытищи — Братовщина (называется с 1931 года платформа Правда).
1931 год — электрифицирован участок Братовщина — Софрино.
1933 год — электрифицирован участок Софрино — Загорск (ранее Сергиев).
1934 год — электрифицирован участок Мытищи — Чкаловская.
1935 год — открыто движение по линии Иванеевка — Фрязино.
1936 год — электрифицирован участок Чкаловская — Монино.
1942 год — электрификация снята на время Великой отечественной войны.
1948 год — электрифицирован участок Болшево — Ивантеевка — Фрязино (электропоезда по-прежнему в Ивантеевке меняли направление)
1956 год — электрификация заменена на новый стандарт 3000В.
1958 год — открыто движение по линии Софрино — Красноармейск.
1962 год — сооружен четвертый путь от Лосиноостровской до Мытищ.
1970 год — открыто движение по линии Монино — Фрязево, Ярославское направление состыковалось с Горьковским.
1977 год — на станции Пушкино произошло обрушение пешеходного моста с большим количеством жертв, после чего пешеходные мосты были заменены на подземные переходы на большинстве станций и платформ направления.
1987 год — разобрана линия Лосиноостровская — Бескудниково (Бескудниковская ветка)
1994 год — электрифицирована ветка Софрино — Красноармейск.
1997 год — прекращено движение и разобрана ветка Мытищи — Пирогово.
2005 год — запущено скоростное сообщение «Спутник» на участке Москва — Мытищи.
2009 год — продлено скоростное сообщение «Спутник» на участках Мытищи — Болшево и Мытищи — Пушкино.
2010 год — введены скоростные поезда по маршрутам Москва — Александров.
2012 год — введены поезда «Спутник» по маршрутам Москва — Монино.
2016 год — активное строительство 5 пути Москва — Мытищи и 4 пути Мытищи — Пушкино, и 3 пути Мытищи — Подлипки Дачные

Киевское направление МЖД
Киевское направление — юго-западное направление Московского узла. С Киевского вокзала отправляются поезда Аэроэкспресса до аэропорта Внуково, пригородные поезда до Калуге и поезда дальнего следования на Украину, Восточную Европу и южные города России. Направление перевозит почти пятую часть от всего пригородного пассажиропотока Московского региона. На станции Лесной Городок от главного хода, идущего на Нару, отходит линия до аэропорта Внуково. Станция Бекасово является местом стыкования с Большим кольцом МЖД (БМО). От станции Тихонова Пустынь пути расходятся по направлениям на Вязьму (неэлектрифицированная линия), на Сухиничи (станция Калуга-2) и на Тулу (станция Калуга-1). Вокзал обслуживает дальнее пассажирское сообщение с вокзалами Киева, Львова, Ивано-Франковска, Ужгорода, Чернигова, Сум, Кременчуга, Кировограда, Одессы, Николаева, Херсона, Винницы, Бендер, Кишинева, а также в летнее время с побережьем Чёрного моря.
Пассажиры пригородных поездов могут использовать ХХ пассажирских станций и платформ от Киевского вокзала до Калуги-1 и Калуги-2, а так же 2 — линии на Аэропорт. Электропоезда депо — ТЧ-20 Апрелевка — обслуживают все маршруты от Москвы до Солнечной, Лесного городока, Апрелевки, Бекасово, Нары (г. Наро-Фоминск), Обнинского (г.Обнинск), Малоярославца, Калуги (станции Калуга-1 и Калуга-2), а так же скоростные экспресс и спутник из Москвы в Солнечную, Лесной Городок, Нару, Малоярославец, Калугу-1 и Сухиничи-Главные через Калугу-2. Практически все электропоезда имеют остановки на основных станциях направления.

Хронограф
1895 год — получено Разрешение Совета Министров на строительство дороги Брянск — Москва.
1899 год — 1 августа открытие движения на участке Москва — Крёкшино.
1920 год — открыто современное здание Брянского вокзала с дебаркадером, архитектор И. И. Рерберг при участии В. К. Олтаржевского; автор проекта перекрытия дебаркадера В. Г. Шухов.
1930 год — проложен второй путь от Москвы до Нары.
1935 год — вокзал переименован в Киевский.
1937 год — начато строительство линии от станции Катуар-Белавенец (ныне Лесной Городок).
1944 год — через станцию Бекасово прошла линия Большого кольца МЖД
1976 год — введена в эксплуатацию западная сортировочная станция Московского узла Бекасово.
1997 год — прекращено движение электропоездов по линии Лесной городок — Аэропорт.
1998 год — ранним августовским утром около станции Бекасово произошла крупная железнодорожная катастрофа — столкнулись путевая машина и два электропоезда. Жертвами стали 4 человека.
1999 год — на Киевском вокзале внедрена опытная система контроля пригородного пассажиропотока с турникетами, первая на Московском узле. Пассажиру вместе с билетом давалась магнитная карта стандарта Mifare. Система проработала около года.
2004 год — в июле восстановлено движение по ветке Лесной Городок — Аэропорт (старая). Поезда следуют от Киевского вокзала со всеми остановками, от конечной станции электропоезда до аэровокзала пассажиры по-прежнему вынуждены добираться на автобусах.
2005 год — в августе открыта подземная станция в здании терминала, в аэропорт пришел Аэроэкспресс, всего 35 минут от Киевского вокзала столицы.
2017 — катастрофа Молдавского поезда
2017 декабрь — Поезда Штадлер
2019 — строительство пути, МЦД

Савёловское направление
Савёловское направление — одно из наименее загруженных на Московском узле, перевозит десятую часть от всего пригородного пассажиропотока Московского региона. За платформой Шереметьевская отходит путь до аэропорта Шереметьево, в Икше к главному ходу примыкает Большое кольцо МЖД от Поварово, до Яхромы кольцо совмещено с главным ходом, в Яхроме и Дмитрове отходит Большое кольцо на Александров, в Вербилках начинается ветка до Дубны. Станция Савёлово (находится в городе Кимры) является местом стыкования с Октябрьской железной дорогой. Савёловский вокзал сегодня не принимает и не отправляет ни один поезд дальнего следования, но по путям Савёловского направления проходят пассажирские поезда с Белорусского вокзала до Рыбинска, а так же поезда с севера на юг через Белорусский вокзал. Савёловское направление — это альтернативный путь из Санкт-Петербурга в столицу, существовал даже поезд с Савёловского вокзала до Санкт-Петербурга.
Пассажиры пригородных поездов могут использовать Х пассажирских станций и платформ от Савёловского вокзала до Савёлово, а так же 15 — Дубнинской ветки. Электропоезда депо — ТЧ- Лобня — обслуживают все маршруты от Москвы в Лобню, Икшу, Дмитров, Савёлово и Дубну, а так же маршруты из Москвы по БМО до Жёлтиково. Поезда ТЧ- им. Ильича обслуживают маршруты «Аэроэкспрессов» и скоростных пригородных поездов РЭКС (Регион-Экспресс) до Лобни и Дубны. Электропоезда этого направления редко пропускают остановки на платформах.

Хронограф
1900 года — открыто движение на участке Бескудниково — Савёлово. От станции Бескудниково существовала соединительная линия до Ярославского направления (станция Лосиноостровская).
1902 год — построен Савёловский вокзал и до него продлена линия от Бескудниково,
1930-е годы — построена ветка Вербилки — Большая Волга (Дубна) для обеспечения постройки канала им. Москвы.
1941 год — разобрана ветка Вербилки — Большая Волга
1945 год — электрифицирован участок Лосиноостровская — Институт Пути (ныне не существующий)
1950-е годы — построена заново ветка Вербилки — Большая Волга
1954 год — сделана электрификация на участке Москва — Икша
1955 год — сделана электрификация на участке Бескудниково — Институт Пути (ныне не существующий), Савёловское и Ярославское направление соединено электрификацией
1956 год — сделана электрификация на участке Икша — Дмитров
1961 год — сделана электрификация на участке Дмитров — Каналстрой
1969 год — ветка Вербилки — Большая Волга продлена до Дубны,
1970 год — ветка Вербилки — до Дубна электрифицирована
1972 год — запущен прообраз нынешних экспрессов — скорый поезд Москва — Дубна (электровоз с вагонами)
1978 год — электрифицирован участок Вербилки — Савелово
1986 год — по маршруту Москва — Дубна запущен первый подмосковный электропоезд — экспресс
1987 год — разобрана линия Лосиноостровская — Бескудниково (Бескудниковская ветка), разорвано электрифицированное сообщение Савёловского и Ярославского направлений в черте Москвы
2005 год — запущено скоростное сообщение «Спутник» на участке Москва — Лобня, откуда пассажиров доставляли до аэропорта автобусами.
2008 год — запущено скоростное сообщение Аэроэкспрессов на участке Москва — аэропорт Шереметьево.
2009 год — продлен маршрут Аэроэкспресса, он отправляется от Белорусского вокзала, в этом же году отменяется остановка на Савёловском вокзале. Поезда-экспрессы Москва-Лобня курсируют под управлением РЭКСа.
2018 — строительство разъездов за Савелово

Павелецкое направление
Павелецкое направление — на сегодняшний день одно из наименее напряженных на Московском узле. Основу движения составляют Аэроэкспрессы до аэропорта Домодедово, пригородные поезда до Узуново и несколько поездов дальнего следования. перевозит почти пятую часть от всего пригородного пассажиропотока Московского региона. В Домодедово от главного хода, идущего на Узуново, отходит линия до аэропорта Домодедово. В Михнево главный ход Павелецкого направления пересекает Большое кольцо МЖД (БМО). На станции Жилёво от главного хода отходит линия БМО Жилёво — Яганово. Станция Ожерелье является местом стыкования с тепловозной веткой на Венев, а Узуново — линией до Рязанского направления до Рыбного, с переменнотоковым однопутным участком на Павелец (в честь которого и назван вокзал в Москве). Вокзал обслуживает дальнее пассажирское сообщение с Черноземьем (Липецк, Тамбов, Воронеж), средним и нижним Поволжьем (Саратов, Астрахань, Волгоград), Украиной (Луганск) и некоторыми другими пунктами назначения.
Пассажиры пригородных поездов могут использовать ХХ пассажирских станций и платформ от Павелецкого вокзала до Узуново, а так же 3 — линии на Аэропорт. Электропоезда депо ТЧ-12 Домодедово обслуживают все маршруты от Москвы до Бирюлево, Домодедово, Аэропорт, Барыбино, Ступино, Кашира, Ожерелье, Узуново, а так же скоростные маршруты РЭКС (Регион-экспресс) из Москвы в Домодедово, Ожерелье. Практически все электропоезда имеют остановки на основных станциях — Коломенская, Бирюлево Пассажирское, Домодедово, Барыбино, Белые Столбы, Михнево, Жилёво, Ступино.

Хронограф

1897 год — получено решение Императора Николая II о строительстве линии Москва — Павелец Рязанско-Уральской дорогой
1900 год — 31 января закончено сооружение и состоялось торжественное открытие линии Павелец — Москва (от Ожерелья до Москвы — двупутной). Первоначально линия оканчивалась в Загорье (Бирюлево), и соединялась линией с Царицыно, поэтому пассажирские поезда прибывали первое время на Курский вокзал; закончено строительство Павелецкого (до войны он назывался Саратовским) вокзала на Зацепе, 1 сентября 1900 года состоялось его торжественное открытие, а с 15 октября все поезда с людьми стали прибывать на новый вокзал.
1932 год — в апреле начаты работы по сооружению третьего пути для вывоза угля из Донбаса от Ступино до Бирюлево, сооружена ветка от Ступино до Образцово для вывоза стройматериалов, которая впоследствии стала частью обхода Ступино; а так же работы по сооружению второго пути от Ожерелья на Венев.
1934 год — окончено сооружение третьего пути от мостов через Оку (Белопесоцкий) в обход Ступино (для снижения уклона); на станции Ожерелье началось строительство паровозного депо, которое было ориентировано на эксплуатацию и ремонт мощных паровозов серии ФД.
1936 год — в начале августа в рейс отправился первый паровоз ФД, приписанный к депо.
1941 год — в связи с угрозой захвата и регулярными бомбежками немецкой авиации железнодорожного узла Ожерелье в конце октября из депо было эвакуировано вглубь страны 100 паровозов и 95 вагонов с оборудованием. На станции Ожерелье сняли 16 путей, а также второй путь до Каширы. Снимался третий путь и в окрестностях Домодедово, рельсы шли на изготовление противотанковых ежей.
1942 год — пути восстановлены и станция заработала на полную силу.
1958 год — станция Ожерелье стала первой в СССР, где стыковались два рода токов: постоянный (со стороны Москвы) и переменный (со стороны Павельца, испытательный участок)
1965 год — открыта ветка Домодедово — аэропорт Домодедово с тремя остановочными пунктами Авиационная (в Авиагородке), Космос и Аэропорт.
1996 год — станция Расторгуево (город Видное) преобразована в остановочный пункт.
1986-1989 годы — построен второй путь на участке Ожерелье — Узуново, который электрифицирован постоянным током в связи со строительством линии Рыбное — Узуново, и после проведена полная заменена электрификации участка с переменного на постоянный ток (единственный прецедент в истории ЖД России). На участке построены высокие платформы для московских электропоездов.
2002 год — в августе организовано движение экспрессов Павелецкий вокзал — аэропорт Домодедово (Аэроэкспресс).
2006 год — Аэроэкспрессы стали прибывать так же на станцию Каланчевская Курского направления МЖД. В 2008 году этот маршрут отменен.
2010 год — организован маршрут экспресса Москва — Ожерелье

БМО / Большое кольцо МЖД
Кольцо

Большое кольцо Московской железной дороги (БК МЖД), чаще его называют БМО (Большая Московская окружная железная дорога, БМОЖД) и Большое Московское кольцо (БМК) — сеть хордовых линий, складывающихся в окружную железную дорога вокруг основной Москвы. Кольцо часто называют «лесной дорогой», так как проходит оно по живописным уголкам Подмосковья на удалении 30-120 км от МКАД по территории Москвы, Московской и Владимирской областей. Эксплуатационная длина дороги составляет около 580 км.

Общие сведения

Основное назначение Большого кольца — разгрузка Московского узла в черте города от транзитных грузовых поездов и пропуск транспортных потоков между всеми магистральными железнодорожными направлениями столицы, минуя столицу. Преимущественно на кольце осуществляется грузовое движение, но существуют и пассажирские перевозки — пассажирские/скорые поезда и пригородные электропоезда. Пригородное сообщение поддерживается в первую очередь для перевозки сотрудников железной дороги, но есть участки, где основные пассажиры — жители близлежащих населенных пунктов. Летом вагоны часто заполняют дачники, проезжая до станций радиальных направлений. Особенностью кольцевых электричек является их небольшая длина, обычно 4-6 вагонов. Такую же длину обычно имеют поезда, маршруты которых включают участки кольца и радиальные направления: Калуга-1 — Бекасово-1 — Кресты, Апрелевка → Бекасово-1 → Кубинка-1 → Манихино-1 → Поварово-2. Но если на кольцо заходит «прямой» поезд с радиального направления из Москвы, он имеет привычную длину 10-12 вагонов. Такие прямые поезда есть на участках Москва-Киевская — Бекасово-1 — Кресты, Москва-Казанская — Куровская — Егорьевск-2, Москва-Савёловская — Икша — Дмитров — Жёлтиково и Москва-Павелецкая — Михнево — Яганово в летний период. На участке Александров-1 — Бельково следует пригородный поезд до Иваново из тепловоза и 4-6 плацкартных вагонов. На кольце работают электропоезда следующих депо — ТЧ-20 Апрелевка, ТЧ-31 Домодедово, ТЧ-26 Куровская, ТЧ-12 Александров, ТЧ-14 Лобня. Ранее кольцо обслуживалось также депо ТЧ-17 Нахабино, ТЧ-18 Имени Ильича, ТЧ-4 Железнодорожная, ТЧ-10 Москва-2, ТЧ-9 Черусти.

История

Формирование кольца началось в конце XIX века. Первой линией, ставшей в дальнейшем участком кольца, стала дорога, связавшая Егорьевск с Воскресенском на Московско-Рязанской дороге. Она начала строиться в 1869 году на деньги Егорьевских фабрикантов Хлудовых, движение по линии начато 15-21 ноября 1870 года.
Понимая роль железной дороги в развитии фабрик, братья Барановы в 1871 году построили линию Александров — Карабаново от Московско-Ярославской дороги. В 1873 году эта линия была продлена до Киржача. 3 мая 1893 через станцию Карабаново прошел первый пассажирский поезд согласно газете «Владимирские губернские ведомости».
В 1897—1899 годах была построена линия от Егорьевска до Орехово-Зуево через Куровское и Дулёво. Линия была названа «Ореховский подъездной путь» и дала прямой выход многим ткацким мануфактурам, в том числе в Дулёво и Руново.

В 1898 году Иваново-Вознесенский комитет торговли и мануфактур (ИВКТМ) поддержал ходатайство владельцев Фряньковской и Вознесенской мануфактур перед Министерством путей сообщения о строительстве линии Бельково — Щёлково (линия Мытищи — Щёлково Московско-Ярославско-Архангельской дороги была сдана в 1894 году). В 1899 году по инициативе комитета состоялось собрание ивановских предпринимателей по вопросу устройства железнодорожных подъездных путей к фабрикам, где было достигнуто соглашение о принятии промышленниками части расходов по строительству. Тем не менее, работы по строительству данного участка были начаты лишь в 1930-е годы. От второго пикета 135 км линии Карабаново — Киржач начато строительство профиля пути, сооружены выемки, насыпи до самого Фряново, через реки Киржач и Мележа подготовлены основания под устои мостов. По неизвестной причине работы были остановлены. Следы масштабной стройки остались до сих пор.
В 1917 году в связи с началом гражданской войны возросли потребности в сырье, материалах и топливе, поэтому стал крайне необходим прямой выход из городов Александрова, Карабаново, Киржача на вторую по оживлённости магистраль Москва — Нижний Новгород. Капиталисты с коммерческой целью (военные заказы) в 1917 году начали строительство линии Киржач — Орехово-Зуево. Поезда по участку Александров — Карабаново — Орехово пошли в конце 1919 — начале 1920 года. Данная ветка была одноколейной, как и все другие ветки, на ней не было вокзалов. Пассажирские поезда останавливались в поле или в лесу, ходила одна пара поездов в сутки. Утром поезд отправлялся из Александрова, весь день стоял в Орехове, а вечером возвращался.

В 1939 году в связи с большим грузопотоком была построена линия в обход Егорьевска Ильинский погост — Воскресенск со станциями Берендино и Лопатино и развязкой с Рязанским ходом. В 1940 году построена линия Воскресенск — Жилево. Фактически, к 1940 году было сформировано восточное полукольцо Большого кольца.

С началом Великой Отечественной войны железная дорога приобретает важную роль. Согласно Постановлению Государственного Комитета Обороны №ГКО-1128с от 11 января 1942 года, подписанного Сталиным, предписывалось возобновить строительство Большой Московско-окружной железной дороги, начатое на основании постановления ЦК ВКП (б) и СНК Союза ССР от 23 августа 1941 г. за № 20003-905-СС. Были установлены сроки открытия рабочего движения на участках Александров — Поварово и Столбовая — Михнево протяжением 133 км в мае 1942 года, а на остальных участках в июле 1942 года, выделены ассигнования на сумму 80 млн рублей. Тем не менее, западное полукольцо от Александрова до Михнево было запущено только в 1943 году. Многое было построено наспех и некачественно. По другим данным, участки Поварово — Икша, Кубинка — Столбовая, Дмитров — Пост 81 км были построены только к 1944 году.
Некоторые участки западного полукольца строились на месте уже существовавших подъездных линий, в том числе узкоколейных.

В 1949 году в Министерстве путей сообщения (МПС) рассматривался вопрос о развитии Большого кольца и строительстве двух самых совершенных сортировочных станций. В принятом проекте в том числе предусматривался пропуск транзитных грузовых и пассажирских поездов из Архангельска и Ленинграда, Перми и Свердловска, на юг и обратно, минуя Московский узел по Большому кольцу.

С 1959 года Большое кольцо включено в состав Московской железной дороги
В начале 1960-х годов начата масштабная реконструкция Большого кольца. Начаты электрификация, спрямление дороги на извилистых участках, достройка второго пути и соединительных линий, замена полотна. В 1962 году вдоль Большого Московского окружного кольца строится одна из первых на железнодорожном транспорте радиорелейная линия связи для резервирования проводных каналов магистральной связи. С учётом принятого проекта по строительству сортировочных станций на основе технико-экономического сравнения вариантов местоположение одной из них определено возле города Орехово-Зуево (предварительное название «Восточная сортировочная»), а второй — «Западная сортировочная» у Бекасова, где однопутная линия еще не реконструированного в то время Большого кольца пересекалась с двухпутной магистралью Москва — Брянск. Станция Орехово-Зуево строилась с 1956 по 1970 год (на месте старой станции, существующей с 1861 года), Бекасово-Сортировочное — с 1970 по 1976 год. Эти станции с автоматизированными сортировочными горками стали одними из крупнейших в Европе и России. Кроме станций, по кольцу были построены грузовые дворы, оснащённые совершенными перегрузочными устройствами, мощным грузоподъёмным оборудованием.

В рамках реконструкции Большого кольца в 1965 году были закончены участки:
Александров — Орехово-Зуево со строительством второго пути, новой развязки с Ярославским ходом, изменением маршрута в черте Александрова, путепровода для узкоколейной линии Электрогорского ТПП (бывш. Им. Классона) над путями БМО в районе о.п. Ветчи
Орехово-Зуево — Куровская со спрямлением в районе станции Дулево (станция Ликино осталась на старой ветке бывшего Ореховского подъездного пути) и новой трассой пересечения и развязок с Казанским ходом
Куровская — Ильинский погост — пл. 88 км — Воскресенск с развязкой с Рязанским ходом.
В 1966 году закончен участок со строительством второго пути Воскресенск — Непецино — Яганово — Жилево с новой развязкой с Казанским ходом и мостами через реку Москву.
В 1967 году:
Электрифицирован участок от Ильинского погоста до Егорьевска, при этом он оставлен однопутным
Построен с нуля с электрификацией двухпутный участок Яганово — Михнево
Электрифицирован и построен второй путь на участке Михнево — Бекасово 1 — Кубинка 2.
В 1968 году:
Электрифицированы и построены вторые пути на участке Кубинка 2 — Манихино — Поварово-2 — Икша с дополнительным развязками с Рижским и Ленинградским ходом. Холмистый рельеф в районе Манихино заставил прокладывать второй путь часто на значительном отдалении от первого. По некоторым данным, перегон Кубинка-1 — Кубинка-2 был электрифицирован ещё в 1960 году, а второй путь был построен только в 70-е годы. В фильме «Приключения итальянцев в России» был снят участок кольца 190-192 км рядом с Сввино-Сторожевским монастырем и в кадрах фильма путь один. Фильм снят в начале 70-х.
Остались однопутными электрифицированные участки Иванцево — Наугольный из-за сложности рельефа и Воскресенск — Егорьевск — из-за невысокого объема грузоперевозок. От Наугольной до пл.81 км построена двухпутная дорога с путепроводом над Ярославским ходом. От Иванцево до Дмитрова и до Яхромы сделаны съезды на Савеловский ход.
При строительстве второго пути станции Илейкино, Ветчи, Ликино, Руново, Ястребки, Жилино, Бухарово были переведены в статус платформ/остановочных пунктов.
На Большом кольце сохранялся приоритет грузового движения, лишь часть поездов дальнего следования следовали в обход московского узла по участкам кольца. Движение электропоездов по-прежнему сохранялось в очень небольшом объеме и лишь для служебных нужд. Только на участках Александров — Орехово-Зуево и Егорьевск — Воскресенск оно было востребовано, так как было здесь с момента открытия линий. С расширением дачного строительства на кольце начали появляться «прямые» маршруты с московских вокзалов — Савеловского, Белорусского, Киевского, Павелецкого, Курского. В 1979 году при подготовке к Олимпиаде-80 участок кольца в районе Поварово-3 снова подвергся реконструкции — через автодорогу Москва — Санкт-Петербург М10 был построен путепровод.
К началу 80-х годов были закончены работы по строительству и реконструкции Большого кольца. Превращение его в мощную, в основном двухпутную электрифицированную магистраль, оборудованную автоблокировкой, позволило пустить в обход Москвы большой транзитный поток и тем самым разгрузить Московский узел.
Расцвет пригородного пассажирского движения на Большом кольце пришёлся на конец 80-х — начало 90-х годов. В это время частота движения электропоездов по расписанию была наибольшей. Организовывались новые маршруты — например, для служебных нужд — из Малоярославца до Мачихино.
К концу 90-х из-за снижения пассажиропотока и приоритета грузовых поездов частота поездов снизилась. В 1996 году прекратили эксплуатировать второй путь на участке Поварово — Белый Раст, а к 2001 году путь был демонтирован. В связи со снижением грузопотока многие станции лишились путей и стали остановочными пунктами (платформами): Санино, Ратмирово, Мякинино, Шматово, Пост 328 км, Повадино, Чернецкое, Дюдьково, Драчево, Бубяково, Хорлово, Лопатино.
В 2008 году окончательно демонтирован путепровод через Павелецкий ход в Михнево, использовавшийся в старой трассе Большого кольца.
С ростом экономики страны стал увеличиваться и грузопоток, а пассажирское движение было и остается в первую очередь рабочим (во вторую — дачным на некоторых участках и пригородным для жителей некоторых населённых пунктов на кольце) — участки пропускают от 1 до десятка пар электропоездов в сутки. По-прежнему ряд поездов дальнего следования пропускается через кольцо.
С ноября 2009 года по апрель 2010 года закрывался на реконструкцию однопутный пассажирский участок Ильинский Погост — Егорьевск.
1 июля 2012 года в рамках проекта расширения Москвы участок Большого Кольца от Пожитково до Вяткино административно передан из Московской области в состав Москвы (Троицкий округ). Этот участок включает также весь железнодорожный узел Бекасово. С этого момента Большое кольцо проходит уже по трём субъектам РФ вместо двух (изначально только в Московской и Владимирской областях).
В сентябре 2012 года начато строительство второго пути на участке Наугольный — Жёлтиково и восстановление второго пути на участке Белый раст — Поварово-2 в рамках генеральной реконструкции северного участка Большого кольца.
С декабря 2012 года закрывается на реконструкцию однопутный пассажирский участок Егорьевск — Воскресенск.

2008 год
«С наступлением лета пригородные поезда Московской железной дороги перекрасили в разные цвета: каждому направлению соответствует своя цветовая гамма.»

«Каждое из направлений Московской железной дороги этим летом обрело свой цветовой код: Курское направление – желтый с бежевым (либо коричневое), Рязанское – зеленый с салатовым, Ярославское — синий с серой полосой, Савеловское — скорее всего станет бежево-коричневым (либо розово-коричневым), Горьковское — бежевым, Киевское — сине-бело-голубым. Все станции и платформы, звуковые щиты и ограждения также будут оформлены в фирменных расцветках.»

«Полтора миллиона пассажиров теперь получили возможность свои направления, электрички и станции, как в московском метро – определять по соответствующим оттенкам.»

«Руководство МЖД не исключает появления новых цветовых гамм на пригородных направлениях.»

По материалам ИА Вести.